Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у взрослых часто остается недиагностированным. Между тем распознать этот синдром важно, так как имеется его эффективное, недорогое и безопасное лечение. Ранняя и непрерывная терапия в детстве дает не только непосредственный эффект — она способствует формированию нормального поведения в зрелом возрасте.
Клиническая картина
Почти всегда появляется до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу — 8—10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться.
А. Нарушения внимания включают:
1) неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении;
2) снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете;
3) частые забывания того, что нужно сделать;
4) повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость: дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое;
5) еще большее снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно. Учителя и родители жалуются, что ребенок нигде не проявляет упорства — ни в учебе, ни в играх. Некоторые дети не могут досмотреть до конца любимую телепередачу, даже если она длится всего полчаса.
Б. Импульсивность может проявляться:
1) неряшливым выполнением школьных заданий, несмотря на усилия все делать правильно;
2) частыми выкриками с места и другими шумными выходками во время уроков;
3) «влезаниями» в разговор или работу других детей
4) неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т. д.
5) частыми драками с другими детьми (причина — не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать). С возрастом проявления импульсивности могут меняться. У детей раннего и дошкольного возраста это может быть недержание мочи и кала; в начальных классах — излишняя активность в отстаивании собственных интересов невзирая на требования учителя; в старшем детском и подростковом возрасте — хулиганские выходки и асоциальное поведение (кражи, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Чем ребенок старше, тем импульсивность выраженнее и заметнее для окружающих.
В. Гиперактивность — необязательный признак синдрома нарушения внимания с гиперактивностью. У части детей двигательная активность, наоборот, снижена. Двигательная активность и качественно, и количественно отличается от возрастной нормы. С возрастом гиперактивность часто уменьшается, иногда исчезая вовсе, хотя другие симптомы могут оставаться.
Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе — школьных навыков.
Дополнительные признаки- Перечисленные ниже симптомы, по мнению многих авторов, тоже характерны для синдрома нарушения внимания с гиперактивностью.
Более чем у половины детей, страдавших синдром нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В 30% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью способствует развитию алкоголизма и наркомании, которые затушевывают симптоматику и затрудняют диагностику.
Сейчас получены данные о генетической предрасположенности к синдрому нарушения внимания с гиперактивностью. Важны также социальные факторы, от которых зависит как отношение окружающих к больным синдромом нарушения внимания с гиперактивностью, так и выявляемость этого заболевания.
А. Анамнез. Для постановки диагноза необходимы: 1) подробный анамнез жизни; 2) данные о поведении в настоящее время. Картина болезни в свободном изложении родителей может оказаться неполной, поскольку они не знают симптоматику синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и могут недооценивать ее тяжесть. Следует учитывать также, что наличие всех симптомов не обязательно.
Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и наблюдения за эффективностью лечения разработаны стандартные опросники. В США чаще всего используют сокращенную шкалу Коннорса.
Б. Учеба в школе и психологическое тестирование. Сведения об успеваемости и поведении ребенка в школе необходимы. Как отмечено выше, многие дети с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью плохо учатся в школе, что может быть результатом как поведенческих расстройств, так и парциальной задержки развития. Неуспевающий ученик с подозрением на синдром нарушения внимания с гиперактивностью должен пройти тестирование на интеллект, а также обычную проверку владения школьными навыками. Значение других тестов на способности к обучению пока невелико. Многие из них предназначены для выявления расстройств восприятия, но не имеют четких критериев нормы.
В. Неврологическое исследование нередко проводят по запросу школы, поскольку неврологические расстройства — это основание для перевода неуспевающего ребенка в специализированный класс.
Г. Как и любой человек с психическим расстройством, ребенок с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью должен пройти полное общее исследование.
Д. Социальные условия. Отделить биологические факторы риска синдрома нарушения внимания с гиперактивностью от семейных и социальных зачастую невозможно.
Как и большинство психиатрических синдромов, синдром нарушения внимания с гиперактивностью не имеет патогномоничных признаков. Заподозрить его можно по данным анамнеза и психологического тестирования. Однако даже полное обследование иногда не позволяет поставить окончательный диагноз.
В этих случаях показано пробное назначение психостимуляторов.
А. Просветительная работа. Родителям и ребенку (в понятной для него форме) обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения. Задачи просветительной работы здесь заключаются в том, чтобы помочь родителям разобраться в поведении ребенка, развеять иллюзии, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком. Необходимо обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т. п. Эффективность этих методов при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью до конца не выяснена, но, как показали последние исследования, использовать их целесообразно.
В. Медикаментозное лечение эффективно примерно в 75—80% случаев. Однако его действие, хотя и выраженное, все же симптоматическое. Поэтому медикаментозное лечение у детей проводят годами, при необходимости продолжая его в юношеском возрасте и у взрослых.
Нет единого мнения о том, как давать препараты: только в дни учебы или также в выходные дни и во время каникул. В большинстве случаев ребенку с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью трудно не только учиться, но и общаться с родителями и сверстниками; медикаментозная же терапия может помочь и здесь. В ряде случаев показаны пролонгированные формы.
Г. Психотерапия. Некоторые врачи считают необходимым обучать родителей методам вознаграждения, а при импульсивном поведении — и другим методам поведенческой психотерапии. Хотя опыт применения психотерапии при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью недостаточен, уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки, несомненно, способствуют лечению.
Д. Дополнительный методы лечения синдрома нарушения внимания с гиперактивностью разработаны в последние годы в Израиле.
С помощью особой климатической установки, воспроизводящей условия климата Мертвого моря в закрытом помещении в любой точке земного шара, воссоздается лечебное воздействие условий побережья Мертвого моря. Сочетанное влияние приятного тепла, низкой влажности, высокой концентрации ионов в воздухе, грязевых аппликаций и особой звуковой гармонии вызывает эффект релаксации, успокоения и значительно снижают отвлекаемость у детей с нарушениями концентрации и внимания. Этот эффективный без лекарственный метод лечения применяется у детей, плохо реагирующих на медикаментозное лечение (около 20 процентов), или у детей, получающих соответственное лекарственное лечение с недостаточным эффектом. Дети, прошедшие курс в климатической комнате Мертвого моря не только добивались успехов в учебе, но и становились более уверены в себе, улучшалось настроение.
Механизм целебного действия комнаты Мертвого моря основан на сочетанном уникальном влиянии многих природных факторов.
Глубокое прогревание организма в дополнение к его способности уменьшать боль ведет к увеличению выработки кортизола, АКТГ, серотонина, гормона роста, а также к увеличению уровня бета – эндорфина в крови. Кортизол и АКТГ известны как препараты подавляющие воспалительные процессы, а секреции бета – эндорфина купирует боль . Повышение серотонина в крови вызывает прилив энергии, улучшает самооценку, повышает способность концентрации.
В дополнение к механизмам описанным выше нет никаких сомнений в том, что покой и релаксация, отсутствие тревог и волнений об учебе и сокращение других стрессовых факторов также способствуют улучшению состояния детей, посещающих климатическую комнату Мертвого моря.
Климатолечение для детей, страдающих синдромом нарушения концентрации с гиперактивностью не является монотерапией, но значительно улучшает поведение и способности концентрации в дополнение к медикаментозным методам лечения.
В случае легкой степени синдрома нарушения концентрации с гипреактивностью сеансы климатотерапии могут быть основным немедикаментозным методом лечения.